Музей Чарторыйских
При коммунистах Музей Чарторыйских стал филиалом Национального музея. Хотя это старейший общедоступный музей Польши и один из старейших музеев мира.
Экспонаты основанного в зданиях рядом с дворцом Чарторыйских в Пулавах (в русской части Польши) музея во избежание конфискации царскими властями были вывезены в Париж. И только в 1876 г. оказались в Кракове, в более либеральной Польше Габсбургов.
В музее демонстрируется небольшая, но ценная коллекция произведений искусства. Включающая знаменитую работу Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”. Это один из лишь трех сохранившихся портретов его работы. И картину Рембрандта “Пейзаж с добрым самаритянином”.
Многие экспонаты иллюстрируют полную событий историю семейства Чарторыйских.
В числе древних артефактов – образцы египетского, греческого и римского искусства. Однако больше всего впечатляют менее известные произведения искусства этрусков. Работает ли музей и до скольки работают залы лучше уточнять заранее.
![muzeum czartoryiskich](https://gruzia-tskaltubo.com/wp-content/uploads/2024/05/krytyi-perechod-muzeum-czartotyiskich-600x810.jpg)
Костел Пиаристов
Этот один из самых молодых храмов Старого города. Был спроектирован учившимся в Риме Кацпером Бажанкой (1680 – 1726). Который был не только архитектором, но и мэром Кракова.
Работы по возведению начались в 1714 г. В результате появился прекрасно уравновешенный, грациозный поздне барочный костел. С чуть более поздним (1759 – 1761) фасадом в стиле рококо.
По обе стороны располагаются крылья монастырских помещений. Одно из которых было переоформлено в неоготическом стиле. И сегодня вмещает часть экспозиции Музея Чарторыйских.
Рациональная упорядоченность архитектурного ритма костела находит свое продолжение и в его внутреннем убранстве. Отчетливо прослеживается моравское влияние. Объясняется это тем, что для завершения словно исполняющих танец арок и коринфских колонн было приглашено много мастеров из Брно.
Сравните костел с почти современной ему синагогой Исаака. Обратите внимание на такие элементы их фасадного облика, как сходная конструкция лестниц и характер подходов со стороны улицы. Более ранние церкви и синагоги обычно располагались рядом с улицами или площадями.
Лепнина в интерьерах обоих храмов также свидетельствует об общности декоративных решений.
![kosciol piaristow](https://gruzia-tskaltubo.com/wp-content/uploads/2024/05/kosciol-krakow-600x810.jpg)
Костел Святого Иоанна
Хотя этот маленький костел известен как храм одного Иоанна. В действительности он освящен во имя двух: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.
Поскольку более ранний храм был построен на этом месте в 12 веке. Здание нарушает в остальном прямую линию улицы Святого Томаша (проложена столетием позднее). Образуя маленькую площадь, с 1990-х годов известную как “убежище сомневающегося Томаша”.
![](https://gruzia-tskaltubo.com/wp-content/uploads/2024/05/kosciol-sw-jana-600x810.jpg)